Не покривив душой, можно уверенно заявить, что 95% сайтов Рунета направлены на продажи: не товаров, так услуг или рекламы. Рынок интернет-торговли растет, несмотря на спад в экономике. Те, кто сделал свой сайт еще 10–15 лет назад, казалось бы, могут сидеть и радоваться: позиции у домена крепкие, индексация — без проблем, клиенты узнают ставший родным дизайн, а контента на сайте — хоть отбавляй.
Однако проведенный в «профилактических целях» аудит такого древнего по меркам цифровых технологий сайта, наверняка, покажет, что нужны доработки, а то и полное обновление ресурса. Но зачем, если, по мнению владельца,…
…выдача и так хорошая
Как правило, топовые места в выдаче любого поисковика занимает тот сайт, с которым не покладая рук работает SEO-специалист. Владелец сайта, как правило, видит несколько искаженные результаты выдачи и не совсем (или совсем не) представляет себе, по каким запросам сайт ищут посетители. SEO- и поисковый аудит сайта позволяет собрать статистику посещаемости, составить «тепловую» карту сайта, учесть реальное количество проиндексированных страниц, ссылок на домен, сайтов-зеркал и многие другие вещи, о которых владелец даже и не слышал. Здесь и обнаруживаются те «камни», которые никому не видны, но тянут сайт на дно: дубли, ссылки на несуществующие страницы, ошибки в семантике, отсутствие регистрации в каталогах и т.д. Правильная настройка сайта — это избавление от балласта и открытый путь в топ. Важно только не увлечься и не попасть под фильтры «Яндекса» и Google, которые становятся хитрее не по дням, а по часам.
…сайт работает
А о том, что сайт работает на скрипучем как старый диван php, который написан «знакомым программистом» еще в 2002 году, владелец предпочтет не вспоминать. Зато укажет, что при глобальном обновлении, например, прикручивании сайта на CMS, выдача рухнет. В таком случае стоит учесть и другую сторону медали: устаревшие сайты имеют мало шансов удержать место в выдаче, так как поисковики постепенно выводят их из индексации. Логика проста: кому нужен сайт, который не может корректно отобразиться на экране смартфона (а, как известно, на мобильный трафик сейчас приходится более половины общего)? Старые сайты загружаются плохо и медленно — они тяжеловесны, перегружены изображениями и видео, все изменения на них приходится вносить вручную — это тоже не прибавляет им очков. Технический аудит сайта может ярко высветить все «бреши» в еще, казалось бы, крепкой «обшивке» и самой структуре, покажет, можно ли их залатать оптимизацией или придется обновлять ресурс полностью: с редизайном, установкой CMS, привлечением программиста и прочих модных ребят.
Не упустить из виду
Около трети пользователей (о ужас!) до сих пор работают в Windows7 или XP, и многие их них при этом пользуются Internet Explorer 8, на которых все эти красивые всплывающие окна и кнопки «положить в корзину» попросту не отобразятся. Поэтому учитывайте, что адаптивность должна распространяться во все стороны, в том числе и в сторону консерваторов. При разработке технического задания на обновление сайта обязательно нужно это учесть. Возможно, таким пользователям будет доступна более простая и менее эстетичная версия, но зато с полным функционалом, а загрузка сайта не будет длиться целую вечность.
…посетителям все нравится
А вы их спрашивали? То, что вашим сайтом пользуются, еще не значит, что он удобный. В те времена, когда спрос в интернете превышал предложение, на интерфейс никто особого внимания не обращал, да и технические возможности тогда не позволяли воплотить многие сегодня привычные «фишки». Теперь же, когда продавец гонится за клиентом, очень важно «завлечь» и удержать последнего. Если посетитель в первые две минуты не найдет нужной ему информации, удобной формы заказа или обратной связи, скорее всего, он уйдет. Это в меньшей степени касается каких-то узкоспециализированных сайтов (куда клиент денется, если вы единственный, кто продаст ему накладки для клавиш рояля из кости мамонта), но и им стоит ориентироваться на покупателя (вдруг клиент решит перейти на продукт из слоновой кости?). В общем, юзабилити-аудит тоже необходим: аналитик посмотрит на сайт сначала глазами посетителя, затем — глазами специалиста, и будет понятно, куда добавить «хлебных крошек», как поменять шрифты и что доработать в дизайне.
Сюда же можно отнести анализ и оптимизацию контента. Всем уже давно вбили в голову, что контент на сайте должен быть уникальным, интересным и ориентированным на живого пользователя, а не на робота. Но при этом многие страницы до сих пор «украшены» нечитаемыми текстами, состоящими почти сплошь из ключевиков, а главные страницы и карточки товара либо пусты, либо не содержат полезной информации для посетителя. А «замыленный» глаз владельца зачастую даже не видит этого.
…сайт продает
И не хочется, чтобы продавал больше? Не верим! От владельца сайта, скорее всего, посыпятся оправдания из серии: «…но для этого нужно провести анализ рынка, изучить сайты конкурентов, поискать или провести исследования своей ЦА — все это так долго и хлопотно. Не стоит ли продавать «потихоньку» и довольствоваться этим?» Нет, лучше заказать маркетинговый аудит в рамках комплексного аудита веб-сайта. Тогда всю работу сделает аналитик, в том числе и разработает маркетинговую стратегию, чтобы сайт продвигался лучше и продавал больше. Чего все мы, собственно, и добиваемся.