Благодаря высоким производственным и информационным технологиям современности стало возможно создание альтернативной реальности, которая преобразует и дополняет окружающую действительность.
VR: виртуальная реальность (Virtual Reality)
Наиболее значимой на данный момент является виртуальная реальность, ставшая неотъемлемой частью информационного пространства. Хотим мы того или нет, VR оказывает большое влияние на наше мировосприятие.
Что представляет собой виртуальная, или искусственная реальность? Это особый мир (объекты и субъекты), созданный посредством специальных технических средств. Его сущность человек воспринимает с помощью пяти основных органов чувств. Виртуальная реальность имитирует как само воздействие, так и реакции на него. Зрение, слух, обоняние, осязание, вкус транслируют нашему сознанию информацию об искусственно созданном мире. Вместе с тем компьютерный синтез свойств и реакций VR осуществляется в реальном времени, что создает убедительный комплекс ощущений.
То, что вы будете чувствовать в конечном итоге, зависит главным образом от используемой платформы. Например, некоторые VR-шлемы предназначены для использования в положении сидя. В этом случае передвижения в виртуальном пространстве осуществляются, как в видеоигре, при помощи контроллера. Но здесь, в отличие от игры, экран буквально присоединен к вашей голове. При этом он занимает все поле зрения, за счет чего происходит погружение в 360-градусный мир.
Сегодня наиболее востребованный VR-девайс — Oculus Rift от Facebook. Он представляет собой обычный экран, прикрепляемый к голове. Чтобы чудо техники заработало, необходимо подключение к компьютеру и контроллер. Аналогичным образом функционирует PlayStation VR.
Более бюджетными вариантами можно считать Google Cardboard и Samsung Gear VR. Благодаря им можно почувствовать примерно то же, что и с Oculus Rift. Однако качество будет несколько ниже. Тем не менее у этих моделей есть преимущество: подключение к компьютеру не требуется, его роль выполняет смартфон. Это своего рода вариант VR «быстрого приготовления».
Стоит заметить, что в сфере VR есть и более интересные предложения. Так, технология The Void позволяет создать «гиперреальность», в которой можно взаимодействовать с объектами и при этом передвигаться. Чем не виртуальный парк развлечений?
Технология, по сути, создает мир, где пользователь сам становится контроллером. Прогуливаясь по виртуальной реальности, он может выбрать любимую погоду: зной, дождь, ветер, снег. Пожалуй, невозможно подобрать более наглядный пример VR: человек уходит в искусственно созданное пространство, отрешившись от окружающей действительности.
AR: дополненная реальность (Augmented Reality)
Если взять реальный мир и наложить на него информационные фильтры, то мы получим дополненную, или расширенную реальность. В AR всевозможные схемы, маршруты, данные о предметах существуют рядом с объектами, буквально висят в воздухе, предоставляя вспомогательные сведения.
При всем разнообразии форм AR, технология применятся в основном в приложениях для смартфона и пользователи видят ее на экране гаджета. Так, разработчики веб-сайта Yelp одни из первых оценили возможности дополненной реальности и создали функцию Monocle. Это приложение позволяет с помощью камеры смартфона ориентироваться в разных местах, в том числе в местных магазинах, предоставляя подробные информационные списки о товарах.
Кроме того, AR-технологии активно применяются при разработке таких приложений, как Quest Visual's Word Lens, при помощи которого можно идентифицировать и перевести на выбранный язык текст, попавший в поле зрения камеры смартфона или очков Google Glass.
Кстати, первый девайс, который вывел AR на новый уровень, разорвав безусловную зависимость дополненной реальности от смартфонов, — Google Glass. При этом вопрос о праве на неприкосновенность частной жизни и ФЗ №152 от 27 июля 2006 года «О персональных данных» стали только первыми препятствиями на пути очков. Громоздкая аппаратная часть и высокая цена также не являлись преимуществами девайса. Кроме того, не все заявленные функции оказались в наличии.
Несмотря на то, что Google Glass по-прежнему остается спорным проектом, такие крупные компании, как LAFORGE Optical, Optinvent, Vuzix, Epson намерены бороться за рынок AR-устройств и сделать их более популярными и востребованными.
И хотя пессимисты утверждают, что гаджеты типа Google Glass не способны занять свою нишу, имеет смысл рассматривать AR как дополнительный слой реального мира, не соединенный с ним окончательно. Разумеется, это не является задачей шлемов и очков. Но не стоит забывать, что основное поле применения AR-технологий — смартфоны. Именно такая визуализация и продвигает расширенную реальность.
MR: смешанная реальность (Mixed Reality)
Следующая ступень эволюции AR — смешанная реальность, также называемая гибридной. Это как раз то, чем изначально должна была стать дополненная реальность. MR позволяет смешивать и помещать искусственно созданные объекты в окружающее пространство: физический и цифровой объекты сосуществуют и взаимодействуют в режиме реального времени. Это и есть принципиальное отличие от расширенной реальности, которая просто накладывает верхний информационный фильтр. MR охватывает дополненную реальность и дополненную виртуальность.
Смешанная реальность создается с помощью смартфонов, однако будущее MR-технологий определенно за шлемами. Сегодня наиболее популярный MR-девайс, — Microsoft's HoloLens. Он способен сканировать помещение, обрабатывать окружающее пространство и смешивать его с цифровыми объектами, которые создает. Притом пользователь может собственноручно взаимодействовать с ними.
Девайс представляет собой венец с прикрепленными к нему очками. Чтобы носить это устройство, нужно потренироваться. Игры — это само собой разумеющаяся функция для шлема. Но с его помощью можно также серфить в интернете, отправиться в турне по другим мирам и даже найти свою вторую половинку.
HoloLens использует движок Unity — традиционную платформу при разработке подобных игр. Разумеется, это влияет на спектр ощущений, получаемых от гаджета. Аппаратная часть HoloLens гораздо мощнее нынешних смартфонов, по крайне мере в плане установленных CPU/GPU — точно.
Кроме того, ноу-хау HoloLens — фирменный чип HPU (holographic processing unit, голографический центральный процессор). Он пропускает через себя терабайты данных в реальном времени. Затем чип делает пометки на объектах окружающей действительности — маркирует предметы, чтобы осуществить дальнейшую обработку. Также он выполняет микрокоррекцию в реальном времени, налаживает работу GPU и контролирует количество FPS (от 60 до 240) с каждым фреймом, принимая во внимание даже малейшие движения головы.
Девайс оснащен процессором Atom и как минимум двумя гигабайтами RAM. Батарея рассчитана на три часа работы и заряжается при помощи USB-кабеля.
Хотя HoloLens является современной разработкой, влияние Windows становится очевидным сразу после входа в интерфейс гаджета.
Сегодня альтернативная реальность только начинают внедряться в нашу жизнь, кого-то шокируя, кого-то приводя в восторг. Есть основания полагать, что довольно скоро мы привыкнем к высоким технологиям и они станут неотъемлемой частью повседневности. Еще не так давно сцены из «Стартрека» вызывали бурное негодование и неприятие, но прошло примерно 50 лет, и реакция изменилась. Когда придет золотой век подобных технологий, сказать трудно. Время расставит все на свои места.