10 вопросов, которые стоит задать клиенту перед разработкой дизайна
7 ноября 2016
Предположим, перед вами стоит задача разработать дизайн — неважно чего: сайта, лендинга, логотипа, брошюры...
Предположим, перед вами стоит задача разработать дизайн — неважно чего: сайта, лендинга, логотипа, брошюры... Вашим заказчиком является солидная компания, которая ждет феерических результатов. И вот вы изучили корпоративные брендинг, принципы работы, сообщества в соцсетях, сайт. Обговорили с клиентом основные идеи дизайн-проекта. Уровень вдохновения зашкаливает. Руки так и чешутся приступить к работе... И на этой прекрасной ноте вы осознаете, что забыли задать клиенту ряд ключевых вопросов. Что делать? Вернуться к «старым баранам» — болтовне и переписке, которые так надоели? Или ограничиться имеющейся информацией и начать творить? Вы выбираете второе. Результат предсказуем: продукт не тот, что нужен клиенту.
Избежать подобных проблем можно. Просто попросите заказчика заполнить бриф. Мы советуем включить в него эти 10 вопросов.
1. Что у вас за компания и чем она занимается?
- Каковы размеры и география компании?
- Как давно она на рынке?
- С чего все начиналось?
- Что о вашей компании говорят клиенты и покупатели?
- Каковы ключевые корпоративные ценности?
- Чем гордится компания, какие у нее достижения?
- В чем особенность вашей услуги или продукта?
Хитрость: Предложите клиенту рассказать вам о своей компании в формате деловой беседы. Будто вы потенциальный клиент или инвестор, которого нужно убедить в успешности будущих вложений. Так клиенту будет легче раскрыть вам душу — этот формат общения ЛПР понятен и близок.
2. Что вы желаете получить на выходе?
- Опишите, как вы видите итоговый дизайн?
- Есть ли конкретные рекомендации по разработке?
- Какие материалы и средства необходимо применить обязательно?
- Каков масштаб проекта?
3. Кто ваша целевая аудитория?
- Каков возраст и пол вашего клиента?
- Каков его социальный статус?
- Есть ли у него дети?
- Каково финансовое положение?
- Чем он увлекается и кем работает?
4. Кто ваши конкуренты?
- Считаете ли вы ваших конкурентов достойными соперниками?
- Какие у них преимущества и недостатки в сравнении с вами?
- Насколько уникальны их продукты и чем?
- Насколько вы хотите быть непохожими/похожими на конкурентов?
Пример: два магазина продают один и тот же продукт — кофе. Но кто скажет, что они похожи друг на друга?
- Mad Cap — яркий, современный, городской. Его клиенты — типичные молодые урбанисты: амбициозные, полные энергии карьеристы.
- Coffee Supreme воплощает традиции Дикого Запада и деревенской жизни. Покупатели здесь явно старше, степеннее, консервативнее.
5. Каковы ваши колористические и иные визуальные предпочтения?
- Какая цветовая гамма предпочтительна?
- Стоит ли избегать каких-то цветов или их сочетаний?
- Можно ли менять цвета логотипа?
- Какой шрифт вам необходим и какую идею он должен отражать (консервативность, молодой задор, стремление к новому)?
- Располагаете ли вы профессиональными видео-, .аудиоконтенотом и фотографиями?
Совет: в процессе работы над проектом собирайте вдохновляющие идеи и материалы.
Слышали о мудборде (Mood board), или доске настроения? Пора взять инструмент на вооружение.
6. Какой цели вы желаете достичь?
- Хотите увеличить аудиторию, продажи, привлечь внимание или новых клиентов, повысить уровень узнаваемости или просто сменить имидж?
- Какие цифры вас бы удовлетворили: рост продаж на 5%, 4000 новых посетителей и т.д.?
7. Сколько вы готовы вложить в разработку дизайна?
- Каков минимальный и максимальный порог вложений?
- Включены ли в бюджет расходы на работу копирайтеров, покупку фотографий, аудио и видео?
Совет: узнайте, понимает ли клиент разницу между бюджетом дизайн-проекта и бюджетом веб-разработки под ключ.
8. Кто будет курировать разработку со стороны вашей компании?
- Каковы ФИО, должность и опыт контактного лица?
- Как с ним связаться?
- Каковы предпочтительный формат и время связи?
9. На какие маркетинговые исследования компания опиралась при создании ранее существующего дизайна (если речь идет о редизайне)?
- Какие маркетинговые исследования и технологии брались за основу и почему?
- Принимали ли маркетологи активное участие в создании дизайна ранее?
10. Какие специалисты вашей компании смогут подключиться к работе?
- Есть у вас копирайтер, фотограф, видеорежиссер, дизайнеры?
Бриф не обязательно должен включать в себя все перечисленные блоки. В зависимости от специфики работы можно добавлять и удалять вопросы. Однако помните, чем больше вы зададите вопросов, тем больше будет ясности в ваших отношениях с клиентом.
И еще несколько советов:
- Бриф — это фундамент работы всей вашей команды, а значит — не забудьте поделиться им с вашими коллегами.
- Распечатайте бриф: на время разработки дизайна он должен стать вашей Библией.
- Добавьте в закладки ссылки на сайт, группы в соцсетях, лендинги вашего клиента.
- Сохраните телефонные номера и еmail-адреса контактных лиц со стороны клиента.
- Обозначьте сроки дедлайна и выполнения промежуточных этапов работы.
Детальный и осмысленный бриф — залог того, что и вы, и клиент будете довольны результатом работы!